Финансовая реклама “Автобанка”

autobank

“Часы” в рекламном слогане

“Точность и надежность” –  слоган, который словно специально создан, чтобы не запоминаться. Если бы была возможность проанализировать российскую банковскую рекламу последних десяти лет, то легко можно было бы обнаружить, что по частоте употребления слово “точность” займет почетное второе место после слова “надежность”. Здесь,  вся ставка сделана на визуальный ряд. С точки зрения подбора визуальных составляющих это действительно банковская реклама – часы в разных видах давно уже стали общим местом в рекламе финансовых услуг.

Но часы часам рознь – в рекламе банков всегда преобладали дорогие хронометры – одновременно задающие и точность и престижность. Песочных часов не было – для нашего века, научившегося измерять время с точностью до квинитильонных долей секунды, изобретенные еще древними римлянами песочные часы вовсе не являются точным прибором. Песочные часы выражают совсем другое – наглядную неотвратимость бега времени, недаром ими пользуется Смерть – самое неотвратимое, что есть в этом мире. То есть лобовая иллюстрация слова ” Точность” вызывает совсем другой круг ассоциаций. К тому же объект на синем фоне, агрессивно напирая на зрителя, больше похож на космическую станцию, чем на прибор для измерения времени. В целом получилось воплощение выходящей за пределы разумного надежности и очень сомнительной точности. “Шестеренки”

Текст. Ход времени меняет все. И будет новый день, новый год, новый век, новое тысячелетие. Многое будет по другому. Лишь ценности останутся те же – ТОЧНОСТЬ, ГИБКОСТЬ, НАДЕЖНОСТЬ.

Это синтез сразу двух эталонов банковской рекламы, – старой инкомбанковской про истинные ценности и новой “Внешэкономбанка” про время. Как и любое подражание, оно существенно хуже по качеству. Напыщенная серьезность текста вызывает улыбку, как и наивное желание “Автобанка” по-прежнему нести свои bramd values, в новые века и тысячелетия, несмотря на то, что тогда “многое будет по другому”. Опять проглядывает отчаянная тяга наших эфемерных финансовых институтов к жизни вечной.

Еще более забавной выглядит попытка визуально воплотить движение времени, не прибегая к традиционным аллегориям, поскольку они все грустные, а “Автобанк” собирается нести свой образ в новые века радостно. Все это сделано донельзя буквально -раз время – значит часы, точнее шестеренки. Так часто бывает в рекламе – физические показатели воплощаются путем демонстрации приборов, их измеряющих – температура – градусник, время – часы, и т.д. При этом механизм часов не показан – перед нами визуальная аллегория хода времен, как его изобразили бы в каком- нибудь XVI веке – части гигантского невидимого механизма, которые вращают небесные сферы . Но попробуйте изобразить то, что невидимо!. В результате шестеренки получились не невидимые, а прозрачные – сделанные из непрочной пластмассы типа плексигласа. С размером то же не получились – без заднего плана величественность колес ничем не задается, потому шестеренки воспринимаются в масштабе изображения на макете – то есть очень небольшие. В общем, они производят жалкое впечатление, и олицетворять бег времени, который сама Ахматова назвала “ужасом” никак не могут.

На случай, если кто не поймет, что макет-то, собственно говоря, новогодний, присутствует еще и обязательная цифра 2017 и очень трогательная снежинка, в свою очередь пародирующая зубчатые колеса. В этой истории о том, как один банк имитировал рекламу другого, возможен еще один чисто практический аспект. В прессе появились сообщения о том, что “ВЭБ” и “Автобанк” договорились о долгосрочном сотрудничестве. Очень может быть, что “Автобанк” этой рекламой хотел подчеркнуть, что он вполне достоин такого партнерства, даже реклама у него тоже про время.

“Панорама “

А это даже не рекламная полоса, а целая рекламная обложка, которую согласились выпустить практически все деловые еженедельники. У “Итогов” и “Компании” она даже предшествует настоящей обложке, у других журналов совмещается с ней. Денег это удовольствие, видимо, стоило достаточно много, но в данном случае рекламные вложения вполне могут окупиться. “Автобанк” – единственный сохранившийся после кризиса коммерческий банк с большой филиальной сетью, он не только уцелел, но и активно развивается, стало быть, реклама ему действительно нужна, причем реклама, направленная на физических лиц – потенциальных вкладчиков. Это уже третья реализованная концепция за последний год, чувствуется, что общей рекламной стратегии не выработано, и лихорадочно воплощаются первые приглянувшиеся варианты. С прежними кампаниями новую связывает только слоган – надежность, точность, гибкость.

Причем, он теперь уже разжалован из слоганов в заголовки, а слоган придуман новый – “Банк для большой страны”. И видеоряд соответствующий – если раньше в рекламе “”Автобанк а”” делалась, (пусть и не очень удачная), попытка применить формальные приемы, использовались макрообъекты на фоне сплошных заливок то здесь применяется стилистика обычного политического плаката. Причем даже не последних советских лет, а сталинского периода, когда плакаты тщательно рисовались в технике станковой живописи. Что-нибудь вроде такой вот ” Панорамы счастья”. Такие панорамы рисовали по заказам всех тоталитарных режимов, вне зависимости от их места на карте и национальных традиций живописи. Очень похожие панорамы и поныне создаются в Северной Корее.

 

Всегда на таких плакатах над маленькими трудолюбивыми “винтиками”, как выразился Отец народов, возвышается либо сам вождь, либо его изображение, либо флаг с его именем. Пока место это занято слоганом “Автобанка”. Он, оказывается теперь наш вождь. На эту тему очень много написано в замечательной книге В. Паперного ” Культура – 2″, где анализируется вся семантика искусства сталинского времени, В частности В. Паперный приходит к выводу, (который подробно аргументирует), что вся сталинская культура была типологически очень древней и очень южной – и воспроизводила особенности “гидравлических” культур Двуречья, целиком зависящих от воды. Отсюда такая задвинутость на строительстве каналов и оформлении набережных. Там же написано много о проблеме вертикального и горизонтального, и ее отражении в искусстве, в частности тяготении к видам с птичьего полета, которые сохранились, в том числе и в оформлении московского метро. Подробно углубляться в эту тему сейчас не стоит, ограничусь лишь констатацией – данная реклама стилистически полностью идентична сталинскому плакату, здесь есть и водные пространства, и вид с птичьего полета, и панорама трудящихся на благо большой страны автобанковцев.

Более того, что именно для того, чтобы придать рекламе сходство с плакатом, уже готовую фотографию обработали фильтрами, чтобы она имела вид как бы нарисованной. А пейзаж за окном и вовсе нарисованный. Он должен не символизировать бескрайние просторы, а выражать их буквально -это вид европейской России со стороны Каспийского моря. Офис рекламируемого банка как бы возносится над ними, что должно намекать на руководящую роль “Автобанка” по отношению ко всему народному хозяйству. При этом, несмотря на обилие компьютеров, и принтеров, он больше всего напоминает не обычный офис, а диспетчерскую на сортировочной горке или энергосистеме. Но при этом почему-то в окно видны только поля, но нет ни городов, ни заводов, ни аэропортов? Разве большая страна состоит только из сельскохозяйственных угодий? Все это логично, одно тянет другое. Упомянута ” большая страна”, то есть держава, то есть империя. У нас ведь пока не было другой большой страны. Поэтому и реклама сама собой получилась, превратилась в плакат в имперском стиле. Интересно, остановится ли на этом “”Автобанк””, или будет экспериментировать со своим рекламным бюджетом дальше?

Похожие записи

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *