Где брать хороших рекламных режиссеров

rezhisser po reklame

Факт номер один: у нас мало хороших рекламных режиссеров. Факт номер два: новички не приходят в индустрию. То есть этого нет как перманентного явления. Если пообщаться с людьми, которые по роду своей деятельности заняты выбором режиссеров для съемок роликов, то все жалуются и говорят буквально одно и то же: качественных профессионалов в рекламной режиссуре у нас не хватает.

Кто такой рекламный режиссер

reklama rezhisserТех, кто постоянно востребован и входит в неофициальные, но вполне реальные рейтинги, с легкостью можно пересчитать по пальцам одной руки. Десять лет назад все было гораздо проще, чем сейчас. Когда телевизионная реклама только зарождалась, каждый человек, называвший себя рекламным режиссером, именно так и воспринимался. Казалось, что с развитием рекламного рынка количество профессиональных творческих людей в рекламе будет быстро расти. Однако этого не произошло. Большинство из российских рекламных режиссеров, активно работающих сейчас, – это все те же люди, которые начинали свою карьеру 8–10 лет назад. Интересно, что в кино за прошедшие годы появилось новое поколение режиссеров. Им доверяют работу с достаточно большими проектами и бюджетами. Безусловно, далеко не все кинематографические или телевизионные работы молодых режиссеров можно считать удачными, но количество на определенном этапе непременно перейдет в качество.
В рекламн

ом производстве ситуация другая: клиент или агентство вряд ли доверят съемки своего ролика режиссеру, на демонстрационной кассете которого нет хотя бы нескольких успешных рекламных проектов. Поэтому при выборе между режиссером, уже имеющим такую кассету, и новичком, в активе которого только идеи, чаще всего результат очевиден. Тем более что современная ситуация дает возможность не ограничивать свой выбор только российскими режиссерами. Рекламный бизнес космополитичен по сути. Заставить агентство работать с нашим режиссером только потому, что он наш, невозможно. Да и не нужно, собственно. Режиссер должен быть хороший – вот главное. Причем не абстрактно профессиональным, а хорошим и правильным для реализации конкретной творческой идеи.

Западные рекламные режиссеры – лучшие?

zapad reklamaДолгое время словосочетание «иностранный режиссер» было практически синонимом «хороший режиссер». На самом деле, западные специалисты тоже очень разные – плохие, хорошие, средние. И работы у них тоже разные по качеству, в конце концов, плохие ролики они на свои демонстрационные кассеты не записывают. Отношение к работе в России тоже, прямо скажем, бывает принципиально различным. Кто-то честно выкладывается, а кто-то, наоборот, считает, что здесь такое место, где можно заработать денег и абсолютно не напрягаться. Третий момент: когда смотришь работу такого режиссера, нужно учитывать, какие инструменты он использовал, сколько времени снимал, с кем работал, какую степень свободы имел. Потому что в какой-то момент может выясниться, что ролик он снимал с конкретным оператором и хотел бы получить его сейчас. Было потрачено три съемочных дня, здесь же предполагается только один. Или ему нужно такое оборудование, на которое в бюджете совершенно нет денег.
Конечно же, выбор рекламных режиссеров за пределами границы нашей страны огромен. Поскольку там телевизионная реклама существует десятки лет, то методы и система взращивания молодых кадров уже давно отработана. Разумеется, когда мы приглашаем западных специалистов, то приобретаем очень ценный опыт и расширяем горизонты своих возможностей. Но вот своей системы подготовки режиссеров для индустрии у нас пока не сложилось.
Что необходимо сделать для того, чтобы продюсеры производящих компаний могли предложить своим клиентам реальный выбор среди российских режиссеров? И нужно ли это агентствам и клиентам?
za rubezh rezhisserНа второй вопрос, как мне кажется, ответить гораздо проще. Думаю, что нужно. И не из-за абстрактных патриотических соображений, а из-за очевидных, практических. В России по-прежнему производится много одинаковой, неинтересной, средней рекламы. Аудитория голосует пультом против такого продукта. Более-менее пристойного технического уровня исполнения мы уже добились, но вот творческое качество устраивает далеко не всегда. Оно, безусловно, во многом зависит от сценария, но сильный режиссер является реальным соавтором креаторов из рекламного агентства и способен во многом влиять на конечный результат. Для достижения максимально лучшего результата агентству бывает принципиально важно говорить с режиссером на одном языке – языке одинакового культурного контекста. Кроме того, агентству и клиенту, как мне кажется, важно знать режиссера не по одной работе, а вместе с ним последовательно добиваться убедительных творческих результатов и вместе накапливать опыт. Важно, чтобы часть бюджетов оставалась в России, давая возможность развиваться производственной инфраструктуре. В конце концов, без сильных собственных творческих кадров рекламная индустрия не может считаться полноценной и полнокровной.
Ответить же на первый вопрос гораздо сложнее. Прежде всего, важно, чтобы у режиссера было желание снимать рекламу. Перед дверями продюсеров не стоят толпы молодых режиссеров, никто не забрасывает нас демонстрационными кассетами. Профессии рекламного режиссера не обучают в высших учебных заведениях. Практически все наши попытки начать работать с выпускниками ВГИКа заканчивались неудачей. Режиссура рекламы – это, как правило, работа в «формате», куда молодые люди не очень хотят себя загонять. Часто творческие люди воспринимают работу в рекламе как способ хорошего, а главное, быстрого заработка, забывая при этом основное – чтобы хорошо зарабатывать, надо много и упорно работать.
Интересно, что в Европе и Америке большое количество рекламных режиссеров пришли из рекламных агентств, чаще всего это арт-директора. Эти люди обычно уже хорошо знакомы со спецификой рекламной режиссуры, и начинать работать в новом качестве им бывает намного проще, чем новичкам, пришедшим с улицы. У нас же этот процесс только начинается.

Рекламный режиссер никогда не работает один

reklama komandaДля него важно умение работать в очень «сконцентрированной» обстановке, в команде, в сжатые сроки. Результат его работы непосредственно зависит от способности работать со своей творческой и административной группой. Также такому специалисту нужно быть еще и очень хорошим психологом. От него требуется умение аргументированно защищать свое мнение. Часто подготовка, съемка и монтаж рекламного ролика сопровождаются активными творческими дискуссиями с агентством и клиентом – и в этой ситуации аргумент режиссера «Так лучше, потому что я так считаю» вряд ли поможет разрешить спорную ситуацию, а скорее, наоборот, заведет в тупик. Свое мнение надо отстаивать очень дипломатично, доказательно и иногда в довольно жестком споре. Недавно молодой режиссер после встречи в большом рекламном агентстве попросил меня посоветовать ему курсы, на которых он мог бы научиться «правильно излагать свои мысли»…
К сожалению, одного желания, даже большого и искреннего, недостаточно для того, чтобы работать с крупными рекламодателями или сетевыми агентствами. Без шоу-рила даже близко к большому бюджету никто не подпустит. Ситуация напоминает блуждание по замкнутому кругу: нет демонстрационной кассеты – нет приглашений поработать, а нет работы – нечего показать… Поэтому новых режиссеров практически не появляется. Такая странная история.
Все это прекрасно знают, об этом думают, все недовольны сложившейся ситуацией, но ничего не меняется. И само по себе не изменится. Мне приходится много общаться со своими коллегами из других стран, я подробно узнавал, как эта проблема решается на других рынках.

Где брать рекламного режиссера?

rezhiser choroshijВ основном этот пресловутый замкнутый круг удается разорвать за счет «spec spots» – роликов, у которых нет реальных заказчиков. В каких-то случаях они снимаются как учебные работы в процессе обучения, часть финансируется продюсерами, заинтересованными в продвижении того или иного режиссера. Как мне рассказывали, в Англии, например, к процессу продвижения молодого режиссера привлекаются подрядчики, то есть компании, которые предоставляют в аренду съемочное оборудование. Им говорят простую вещь: «Ребята, если этот режиссер раскрутится в течение определенного количества времени, то все проекты, которые он будет выполнять, мы будем делать с вашей компанией. Мы гарантируем вам определенную загрузку». Там такой подход работает, потому что в любой более-менее развитой кинематографической стране существует плотная конкуренция между подрядчиками. Однако надо понимать, что все эти варианты возможны лишь при условии эксклюзивных соглашений между продюсером и молодым режиссером. В России эта схема не работает, потому что наши подрядчики в основном монополисты на рынке. У них и так дела идут неплохо, им не очень интересно играть в эти игры.

Как создать и раскрутить рекламного режиссера

Чем же я, как продюсер, в наших условиях могу помочь режиссеру, который хочет работать в рекламе, но у него нет готовой демокассеты? Для начала я предлагаю ему запастись терпением и не делать поспешных выводов. Процесс «создания» режиссера может занимать от нескольких месяцев до нескольких лет. Эта работа не может быть поставлена на поток.

raskrutit rezhisserИтак, мы пытаемся найти для начинающего режиссера проекты с небольшими бюджетами, чаще всего такие ролики снимаются напрямую для клиентов. Если мы понимаем, что нам интересен сценарий, или, что тоже бывает, клиент просит нас предложить для него сценарные идеи, то мы можем позволить себе снимать этот ролик без прибыли, вкладывая весь бюджет в производство. Мы оговариваем это с клиентом и в обмен получаем от него определенную степень творческой свободы. Так мы в свое время начали работать с Сережей Осипьяном (нашим первым клиентом был журнал Cosmopolitan).
Еще один вариант – совместный проект с рекламным агентством. В этом случае мы стараемся убедить агентство, что риск работы с начинающим режиссером минимален. Чтобы эти гарантии не оставались лишь словами, мы готовы потратить время на подробную разработку проекта, включая видеотесты.
Очень важны принципы раскрутки режиссера. Надо понимать, что если продюсер предлагает снимать начинающему режиссеру все, что только можно, то очень скоро его демонстрационная кассета будет длинной, но вряд ли – успешной. Режиссер должен быть честен сам с собой и с продюсером, внутреннее не-приятие сценария всегда отразится на конечном результате. Нельзя хвататься за все.
Не все наши опыты с молодыми режиссерами оказывались удачными. Но мы все равно будем пытаться пробовать еще и еще. И надеемся найти союзников в лице агентств и клиентов.

Похожие записи

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

sixteen + eight =