Искусство комиксов

komoksy

Комиксы — типично американское искусство, точно так же, как блюз и мыльные оперы. Большинство россиян, которых еще в школе приучили к тому, что население Москвы и пригородов — самое духовное и читающее, привыкло говорить о комиксах с большим скепсисом.

Но за семьдесят лет своего существования «комик-стрип» (юмористическая полоска) мутировала в весьма сложные (например, в «график-новел») жанры и дает работу огромному количеству художников, писателей, а также мозгам потребителей.

Funnies On Parade Комиксы появились в 1933 году — именно тогда, когда к власти пришел Гитлер, а в Европе запахло жареным. В самой Америке тоже было мало приятного: каждый день люди лишались работы, многие из-за этого кончали с собой. Та еще депрессия. Людям надо было хоть над чем-то улыбнуться. И тогда для них сделали сборник Funnies On Parade — первую книжку-сборник комических рисунков, перепечатанных из газет вроде San Francisco Chronicle. Книжку стало модно читать с детьми за столом после ужина (или вместо него), чтобы хоть как-то поднять настроение, рассмеявшись над персонажами «полосок» типа Joe Palooka или Mutt & Jeff, которые выходили в газете ежедневно из-под пера основоположника toons (от слова cartoons; потом это слово перешло на анимационное кино) Бада Фишера. Первыми героями комиксов стали Матт и Джефф — довольно смешные парни, с которыми происходили всякие забавные истории в рамках повседневной жизни. Еще в 1915 году они стали национальным хитом, несмотря на то что позиционировали их как конкретных неудачников, подвизавшихся на спортивной страничке газеты.

Со времени большого краха, когда накрылась главная биржа страны в 1929-м, цена в 25 центов на журнал или книжку стала непозволительной роскошью для большинства семей Америки. Потому комик-сборник размером 20,32 на 28 см был продан под спонсорство Procter & Gamble тиражом 10 000 экземпляров, и компания P&G раздавала 36-страничные книжки в качестве бонуса.

Постепенно книжка-комикс стала неотъемлемой частью досуга, а ее персонажи, несмотря на то что института супергероев пока еще не существовало, освоили всевозможные направления творческой мысли, например антигитлеровскую пропаганду.

Обрадованный успешным контрактом с Procter & Gamble сотрудник издательства Максвелл Гейнс нашел новых спонсоров, и следующий сборник, уже под названием Famous Funnies, вышел стотысячным тиражом и поступил в свободную продажу по 10 центов. Через два дня газетные торговцы потребовали у издательства дополнительные экземпляры.

В том же 1933 году начали публиковаться рисованные приключенческие и детективные истории: Adventure Comics и Detective Comics. Слово «комикс» навеки прилепилось к жанру, несмотря на то, комичным было содержание или нет.

В середине 30-х еще одни издатели обратили свои взоры на формат из 68-страничных комиксов. Новая компания DC Publishing подобрала буквально на улице Джерри Сигеля и Джо Шустера, которые уже несколько лет пытались куда-нибудь пристроить своего героя в красном плащике.

В 1938 году вышел самый знаменитый в мире комикс с Суперменом. Что касается авторских прав, Супермена придумали не эти двое, а писатель Филип Вайли — для своей научно-фантастической повести The Gladiator (1930), а Сигель и Шустер добавили туда мифологии, построив образ героя на архетипах Самсона, Геркулеса и т. д. Смесь получилась что надо.

В 1939-м появился Бэтман, в 1940-м — Капитан Марвел. Комиксы делали люди с потрясающим воображением, поэтому они стали прибежищем самого интересного графического искусства. Во время войны насилие в комиксах было обращено на немцев и японцев, прочие истории были более мирными. Зато сразу после капитуляции Германии случился натуральный взрыв: комиксы наполнились похотливыми красотками из джунглей, чудищами и насилием. По сравнению с тем, что показывают по общегражданским каналам во всем христианском мире, это, конечно же, ничто. Но учителя и христианские активисты подняли визг по поводу выпуска книжки «Убийство, морфий и я» в серии True Crime. Не менее страшными для педагогов средней школы (и абсолютно гениальными с сегодняшней точки зрения) были серии издательства Гейнса EC: «Байки из склепа», «Склеп страха», «Подвал кошмара», «Ох уж эта наука». По ним сняты любопытные, стильные (другое слово трудно подобрать) сериалы. А тогда, в 50-х, некий медик Фредерик Вертхам выпустил книгу «Соблазнение невинного», где, надергав 16 страниц самых, по его мнению, ужасных картинок, пришел к выводу, что комиксы растлевают подрастающее поколение. «Преступные комиксы везде: они в школах и в детских садах, в больницах и поликлиниках, они в домах детей и их друзей. Каждый ребенок имеет доступ к этим преступным книжкам…» и т. д. Последовала волна бойкотов со стороны разгневанной общественности, EC и Гейнс почувствовали ее прежде всех, так как цитаты для книги литератор-правдоборец набрал в основном из их серии Vault Of Horror. Бэтману, кстати, тоже не очень повезло, потому что доктор Вертхам нашел в связке Бэтман — Робин «противоестественные гомоэротические отношения». В главе I Wanna Be Sex Maniac он так и пишет: «История Бэтмана помогает детям закреплять гомосексуальные тенденции в отношениях «взрослый — подросток», или, как мы говорим, в отношениях типа «Ганимед — Зевс». Более того, Робин часто изображен с раздвинутыми ногами с отчетливо проступающим сквозь трико половым органом». До такого не додумались даже советские пропагандисты, которые клеймили комиксы как часть идеологической войны против СССР.

А отец американского комикса Бад Фишер в какой-то момент перестал рисовать сам и лишь надзирал за довольно большим творческим коллективом, корпевшим на производстве юмористических картинок. Бад Фишер умер в 1954 году, запустив на орбиту один из самых потрясающих культурных феноменов века.

Похожие записи

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

13 − eight =