Продюссер в рекламном агенстве

prodjusser reklamy

Рассказывают, что однажды один продюсер проспал 27 часов подряд. И не потому что такой ленивый, а потому что так устал. Но даже тогда он не отключил сотовый телефон. Осталось сгустить краски окончательно и сказать, что спал он где-то в съемочном павильоне, потому что боялся опоздать на работу. Между прочим, вполне могло быть и такое.

Продюсер рекламы – очень занятой человек

prodjusser reklamyБывает он разным: может работать в рекламном агентстве или production-house. Будем разбираться по порядку и начнем с того, который трудится в РА.Клиент дал задание. Креативщики и эккаунты засели в переговорную и нервно курят. «Под дружное мычание, под дружеское ржание рождается на свет» идея для маленькой или большой рекламной кампании. Теперь клиент должен идею принять. Практика показывает, что если продюсер в агентстве подключается к работе тогда, когда идея клиенту уже продана, то это слишком поздно. Продюсеру целесообразно включаться в процесс и давать свои рекомендации уже на стадии утверждения проекта.


Клиент говорит: «За мою деньгу я хочу, чтобы на заднем плане бегала массовка из двух тысяч человек». Есть клиенты, которые понимают, что массовка стоит недешево. А есть, которые просто говорят: «Сделайте нам красиво». И агентство обязательно сделает. Только когда оно скажет, сколько это стоило, то клиент сядет, если стоял. И еще обязательно добавит, что таких нолей в числах не бывает. Иногда продюсер просчитывает несколько сценарных планов, чтобы клиент мог выбрать более подходящий для себя по сумме и предварительно определиться с бюджетом.
Когда идея продается клиенту, продюсер должен ориентировать его по деньгам. Допустим, заказчик вдохновлен мыслью о том, что блондинка в ролике смачно пьет сок его производства. Продюсер напоминает ему, что сок-то она пьет здорово, но делает это на пляже под знойным солнцем. А в России сейчас зима – значит, снимать надо будет в другом месте. Следовательно, надо лететь, везти съемочную группу и т.д., а это расходы. В общем, продюсер смотрит на это безобразие и примерно понимает «скока вешать». Но нельзя сказать, что он сразу и с точностью до цента определяет стоимость производства

Что должен уметь продюссер реклвмы

.
umenija progjusserДопустим, клиент захочет видеть в ролике паровоз прошлого века. Продюсер не знает, сколько стоит паровоз. Но он примерно представляет, где эта штука может находиться и у кого можно узнать цену.
Однажды один знаменитый физик пришел в лабораторию, в которой не работал какой-то прибор – его просили помочь разобраться. Он взял молоток и стукнул по нему. Механизм заработал. Все сказали: «Браво!», а физик потребовал за это много денег. Его начали уверять, что один удар молотком столько не стоит. На что физик ответил: «Деньги не за удар. Это за то, что я знал, куда бить». Так же и продюсер в агентстве. Он не должен знать, в каком месте земного шара сейчас лето, сколько стоит паровоз и лампочки какой мощности нужны для осветительных приборов на съемочной площадке.

Он просто знает, у кого про это спросить и за какие ниточки дернуть. Если ему нужно знать о мощности лампочек, то он позвонит знакомому осветителю и тот ему все расскажет. Если нет, то найдет еще десять. Самому листать книжки и изучать параметры световых приборов ему не нужно. Есть другие люди, которые уже это знают. Конечно, в идеале он должен знать технические тонкости производства, если вдруг это потребуется. Как правило, хороший продюсер в агентстве знает рынок и людей, которые на нем работают.


Слово «продюсер» очень западное и весьма денежное

prodjussre dengiВ западных фильмах можно увидеть какого-нибудь продюсера мюзикла, который достал миллион. Он знает, где найти таких людей, которые дают деньги. Актеры, режиссеры, певцы и музыканты работают на этого продюсера, потому что он нашел деньги. Но продюсер в агентстве – это совсем другое дело. Он получает клиента, которого не искал. Его нашло агентство или он сам пришел. Клиент платит деньги, и продюсер занимается тем, чтобы эти деньги были потрачены так, как хочет заказчик, и с таким результатом, которого он ожидает.
Фактически и теоретически продюсер не может влиять на креативную идею. Он не будет говорить, что пароход – это плохо. Мол, не будет, ребята, у вас в ролике парохода, обойдетесь лодочкой. Это было бы глупо, потому что креаторы занимаются своим делом, а он своим. Его задача – постараться сделать так, чтобы пароход был, и предупредить, сколько это стоит.


Продюсер осуществляет коммуникацию: является посредником между креативной командой агентства; клиентом, который плохо разбирается в производстве (да и зачем ему в нем, собственно, разбираться-то?), и production-house.


Иногда клиент требует провести тендер (то есть конкурс) между production-house. Чтоб они, голубчики, поборолись за право производить. Организовать тендер входит в обязанности продюсера. Заказчик это требует не из вредности. Имеет право! Его прежде всего интересует разница в стоимости услуг, возможности различных production-house, условия производства. Часто от их выбора зависит и выбор режиссера. Бывает, что в некоторых агентствах продюсер выбирает режиссера без помощи production-house.
Клиент смотрит на эту суету и спрашивает: «Сколько будет стоить?» Ему отвечают, что, мол, примерно 100 тысяч. Но в душе-то он надеется на лучшее. Тогда продюсер показывает ему то, что предлагают production-house.


Составление сметы, осуществление cost контроля (т.е. ценового контроля) тоже входит в его обязанности. У production-house разные цены и скидки. У кого-то больше скидки на пленки, у кого-то на камеру и т.д.


Допустим, решили, что режиссер Иванов нравится больше, чем Сидоров. Но Иванов, который снимает недорого, уехал на съемки, а режиссер Сидоров здесь, но стоит много. А ведь стоимостью режиссера в значительной степени определяется размер копеечки, которую выложит клиент за все производство ролика. С другой стороны, выбирая режиссера, думают не только о цене, но и о качестве. По этому выбору можно предположить, какой результат будет получен. Клиент клянется, что будет всю жизнь ждать, когда режиссер Иванов вернется со съемок. Продюсер тоже готов ждать, но он объясняет, что за меньшие деньги клиент может получить другой результат. Иногда это вовсе не обозначает, что плохой. Просто другой.


Алексей Васильев, продюсер РА Lowe Adventa: «Смысл не в том, чтобы заболтать клиента лишь с одной целью – утвердить бюджет. Клиенту надо говорить правду. Нужно рассказать ему, что одна и та же вещь может быть сделана по-разному. Нельзя кивать и соглашаться, что дешевый способ «тоже нормально будет», или утверждать, что дорогой – самый надежный и проверенный. Бывает, что клиент готов снимать попугаев для ролика непосредственно в Африке. А я знаю, что это можно сделать в павильоне и будет выглядеть не хуже, а так, как надо. Я не получаю никаких дополнительных бонусов за то, что экономлю деньги заказчика. Просто есть вещи, которые надо делать по уму».


Бывают ситуации, когда клиента удается убедить. На съемки приглашается режиссер Сидоров. Он приезжает и делает не то, о чем мечтал клиент, а выдает свое видение истории. Режиссер – это ведь творческая личность. Одну и ту же историю можно снять по-разному. А потом клиент видит смонтированный ролик, и продюсеру приходится обмахивать его полотенцем и класть на лоб холодные компрессы. Шутка, конечно. Он сам себя обмахивает. Он же знает, что этого режиссера предложил сам и расхлебывать придется агентству. Ну пусть не переделывать ролик полностью, но доводить до совершенства в том плане, как это себе представляет клиент.


А бывает, что снято так, как задумано и оговорено сто раз, но клиент выходит на сцену в белом и утверждает, что он видел это все по-другому. Ведь где-то в глубине души все чувствуют, что они бы сделали лучше… если б могли. Да и потом, хоть ему и говорили, все показывали, он все видел и слышал, но вот представлял себе это иначе. Клиент случается разный. И в момент, когда ему показывают ролик, он обалдевает, что идея, которая так уютно в его голове жила, вдруг совсем по-другому выглядит. Тогда агентский продюсер объясняет, почему именно так вышло. Не уговаривать же в самом деле! «Да, получилось плохо. Вы нас простите. Мы так больше не будем. В следующий раз все будет иначе! Приходите еще!» Если кратко говорить об обязанностях продюсера в агентстве, о том, что он должен уметь и знать, то можно так: в его обязанности входит до-го-ва-ри-ва-ть-ся. При этом он должен знать, как это делать.


Продюсер в рекламном агентстве отвечает за все, что касается производства

proizvodstvo reklamyПоследовательность работы такая: рождение идеи, ее утверждение, pre-production, съемки, post-production и сдача проекта клиенту. Весь этот путь он проходит каждый раз. Если на съемочной площадке креативщики занимаются тем, что отслеживают правильное воплощение мысли творческой (следят за произношением, мимикой и пр.), то продюсер отвечает перед агентством и клиентом за то, как организованы съемки. Камера застряла в дороге, актер не пришел, потому что его не успели предупредить, – это все проблемы агентского продюсера. Если возникают какие-то проблемы, он не может кивать на коллег из production-house: «Позвоните им, они объяснят, почему так произошло». Для клиента и агентства на съемках продюсер является первой и последней инстанцией по вопросам организации. Он знает что, почему, когда, зачем, сколько и с какой целью.


Чем отличается агентский продюсер от продюсера в production-house?

В принципе, они делают одну и ту же работу, а именно контролируют процесс производства роликов. Только агентский продюсер получает задание от клиента, а продюсер production-house – уже непосредственно от него. Первый в большей степени осуществляет контроль, чем производство, – в данном случае он выступает в роли заказчика.
В свою очередь агентского продюсера может контролировать продюсер клиента. Бывают и такие, по науке называются cost-controller’ы. Правда, не у всех клиентов они есть. Кроме проверки сметы, контроля за тем, чтобы не было перерасхода и прочей занимательной бухгалтерии, cost-controller может прийти на площадку и посчитать всю группу по головам. Допустим, в списке заявлено 70 человек. «Как это 70 человек? Зачем столько тунеядцев? Да еще кормить каждого обедом! Это же такие деньги! Где эти люди? Покажите мне, чем занимается каждый». Агентский продюсер ходит и показывает. Получается двойной контроль, «двойная бухгалтерия».

Алло, мы ищем таланты


Среди продюсеров в агентствах редко встречаются выпускники ВГИКа. Часто это выходцы из гуманитарных вузов. Они, как правило, знают английский язык, что необходимо для работы с клиентами, особенно если речь идет о крупном сетевом агентстве. Новички начинают с мелких поручений: занимаются «библиотекой» (перезапись кассет, мелкий дубляж и т.д.), выполняют другие простенькие задания. То бишь постепенно узнают, где пункт A и как из него следовать в пункт B.
С одной стороны, кажется, что рынок насыщен этими специалистами. На столбах и в газетах не пишут о том, что в РА требуются продюсеры. С другой – людей не хватает. Хороший продюсер – это редкость. Не хватает их, во как.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

one × 3 =