Реклама – “манипуляция” или высокое искусство?

reklama istorija

“Тайным соблазном” называл рекламу еще в 1957 году американский публицист Вэнс Пакард. Конец ХХ века дал уже менее романтичное определение этому социальному явлению – “манипуляционное отражение общественных ценностей и норм, основополагающий элемент рыночной экономики”.

Германия – неоспоримый лидер европейской рекламы. 50 миллиардов марок ежегодных инвестиций определяют ее третье место в мировом масштабе вслед за США и Японией (195 и 88 миллиардов соответственно). В рекламной индустрии ФРГ на сегодняшний день занято более 350 тысяч человек. И это не так уж много, если учесть, что в стране постоянно рекламируется более 56 тысяч товаров и услуг.

Специалисты утверждают, что “граница восприятия” рекламы рядовым потребителем достигнута. Надо ли понимать это так, что дальнейшее развитие рекламы будет представлять собой движение по убывающей? Маловероятно. Очевидно, что “формам воздействия на человеческую психику с целью манипуляции сознания” суждено совершенствоваться, и не только технически (с использованием все новых достижений компьютерной графики и пр.), а прежде всего эстетически. Оптимизация визуального и акустического восприятия информации предполагает превращение рекламы из экономического явления в жанр искусства, традиции которого, собственно, уже заложены на рубеже XIX и ХХ веков работами Анри де Тулуз-Латрека, чьи рекламные плакаты оказали существенное влияние на формирование такого направления в изобразительном искусстве, как “Jugendstil”.

ХХ век – век рекламы
1900. Графически упрощенные плакаты Луциана Бернхарда начинают традицию городской рекламы, улицы Берлина превращаются в постоянную выставку товаров и услуг.

1910. Выход в свет книги Виктора Матайи (Австрия) “Die Reklame” закладывает основу современного рекламоведения.

1918. По Европе распространяется движение политической плакатной рекламы – российского Агитпропа.

1924. Германская имперская почта принимает решение о начале рекламного вещания по радио.

1953. Телефонные опросы телезрителей (канал NWDR) закладывают основу маркетинговых исследований.

1973. Реклама появляется на форме футболистов Бундеслиги.

1984. Частные телеканалы Германии начинают самофинансирование за счет доходов от рекламы. Олимпийские игры в Лос-Анджелесе проводятся в полном объеме за счет спонсорства.

1985. Федеральное общество исследований потребительского рынка начинает анализ зрительских квот, согласно которым теперь и устанавливается цена на эфирное время для рекламы.

1989. Федеральная судебная палата принимает решение, гарантирующее потребителям защиту от нежелательной рекламы: заполнение почтовых ящиков нежелательной рекламой становится поводом для адвокатских разбирательств.

1999. Правительство США и табачные концерны подписывают соглашение о запрете на рекламу табачных изделий.

Значимость средств массовой информации с точки зрения объемов рекламы
(цифровой показатель – “чистый” доход от рекламных материалов за 1999 год, в миллиардах марок)

Ежедневные газеты – 11,5
Телевидение – 7,9
Печатная реклама, распространяемая почтой – 6,8
Иллюстрированные журналы – 3,7
Газеты бесплатных объявлений – 3,4
Телефонные книги – 2,3
Специализированные журналы – 2,2
Радиовещание – 1,2

Несмотря на лидирующее положение газет как носителей рекламы, в действительности наиболее заметной для рядового потребителя является реклама телевизионная. Производство и распространение ее происходит по строго установленным правилам, а именно, на основании федерального Закона о радио- и телерекламе. Согласно последней его редакции от апреля 2012 года, частным телеканалам дозволено самостоятельно регулировать объем и частоту включения рекламы в зависимости от протяженности конкретного фильма или шоу, но необходимо соблюдать принцип “гибкости и компактности”, скажем, не прерывать спортивные передачи в самые напряженные моменты.

Похожие записи

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

8 + 13 =